Персональный сайт воспитателя Нехорошевой Анны Михайловны
Для вас, родители!Уважаемые родители!
Для вашего ребёнка наступает новая эпоха развития, которая описывается психологами как кризис 7 лет. Этот кризис появляется на основе возникновения личного сознания.
Основная симптоматика кризиса. 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребёнка; 2) манерничанье; ребёнок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом «горькой конфеты»: ребёнку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребёнка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на неё влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребёнок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребёнок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребёнка к школьному обучению. Наблюдения в первые дни пребывания ребёнка в школе показывают, что готовности к обучению в школе у многих детей ещё нет. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчён», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребёнок 3 лет открывает своё отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет. 1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребёнок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребёнка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Как на шахматной доске, когда с каждым ходом возникают совершенно новые связи между фигурками, так и здесь возникают совсем новые связи между переживаниями, когда они приобретают известный смысл. Следовательно, весь характер переживаний ребёнка к 7 годам перестраивается. 2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) переходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребёнок, который не знает, какие взять конфеты- побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Сказать, что в кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные- значит сказать, что возникло новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития – школьный возраст. Для ребёнка изменилось отношение к среде, значит изменилась и сама среда, значит изменился ход развития ребёнка, наступила новая эпоха в развитии. Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы в развитии ребёнка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от поведения взрослых (родителей, педагогов). Ребёнок прощается с детским садом, и вот он на пороге ещё одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет «малышом», потому что становится взрослым ! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребёнок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, её мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами. Каковы предпосылки успешной адаптации к школе. 1. Умственная, интеллектуальная готовность. К 6-и годам ребёнок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребёнок задаёт вопросы больше философские или касающиеся определённых наук, чем житейские). Ребёнок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами её выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду). 2. Эмоционально – социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно заниматься в школе, ребёнок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) – ребёнок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать своё мнение. У ребёнка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможность получить новые знания, обрести друзей. Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребёнку. Если уровень школьной зрелости высок, кризис семи лет (на которой наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдёт гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребёнок ещё «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь. Признаки кризиса: повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребёнок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка могут привести к возможным неблагоприятным последствиям: нежелание учиться, посещать школу, низкая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, закреплённая высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой, может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра. Советы родителям. Главный совет – будьте внимательны к ребёнку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребёнка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела ещё к негативным последствиям. Заранее проверьте у ребёнка уровень школьной зрелости. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы). Поощряйте общение со сверстниками. Учите ребёнка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения). Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребёнок хуже воспринимает новую информацию, не идёт на контакт с окружающими). Психологически готовьте ребёнка к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе). Реально оцените возможности ребёнка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. Класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода). Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
«Детская практическая психология» Т. Морцинковская 14 мая 2016 в 15:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.