Персональный сайт воспитателя Нехорошевой Анны Михайловны
Опыт работы по ОО "Коммуникативное развитие"РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории Нехорошева Анна Михайловна Воспитатель высшей квалификационной категории Работа по развитию речи детей 5-7 лет обширна и многогранна. Она требует от педагогов четкой организации, чтобы ни одна задача не была упущена и ни один ребенок не остался без внимания. Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий, к которым относятся: • создание развивающей речевой среды в группе • использование разнообразных форм работы с детьми • использование ИКТ, ОЭР Большую роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в этом возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов) ; у детей появляется способность контролировать собственную речь. Сегодня в отечественной педагогике достаточно четко определились три формы организации деятельности детей вообще, и речевой деятельности, в частности. К ним относятся: регламентированные формы; нерегламентированные формы и самостоятельная деятельность детей. Все три формы определяются типом взаимоотношений участников педагогического процесса. Так в регламентированной форме основной фигурой является взрослый (педагог, нерегламентированная форма подразумевает увлекательное общение ребенка с воспитателем на позициях сотрудничества, в самостоятельной деятельности приоритет отдается детям. Успешность и результативность развития ребенка в детском саду во многом зависит от правильного соотношения всех перечисленных выше форм. Регламентированная форма в основном представлена занятиями. Нерегламентированная форма организации педагогического процесса по развитию речи включают в себя целый ряд мероприятий. К ним относятся: «Осенние (зимние, весенние) слова», «Выставка любимых игрушек», «Подарки чуду – дереву», упражнения на развитие чувства ритма (в рамках подготовки к письму) – «Ритмические рисунки», «Разноцветные ритмы», систематические беседы на разную тематику и пр. Данная форма организации позволяет педагогам максимально учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка, его интересы и предпочтения. В данных мероприятиях дети участвуют по желанию. Но, учитывая традиционность их проведения, все они обязательно будут ими охвачены. Самостоятельная речевая деятельность детей. Речью ребенок сопровождает практически все моменты своей жизни. Однако в рамках решения речевых задач большая роль для активизации речи детей, в первую очередь, отводится созданию развивающей среды. В возрасте 5—7 лет круг проблем и задач речевого развития ребенка резко расширяется. Поэтому мы разработали цикл речевых тренингов (36, состоящих (ниже приведен пример одного тренинга) для более интенсивной работы над качеством речи, так как именно в этом возрасте закладываются основы последующего успешного обучения в школе. Цель тренинга: — закрепить достигнутый уровень речевого развития; — расширить и конкретизировать усвоенные ранее речевые навыки и понятия. Речевой тренинг представляют собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны речевого развития (произносительную сторону, словарь, грамматический строй, а так же необходимые навыки при подготовке к обучению письму (развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в плоскости листа и в разлиновке и пр.) . Тренинг – это особый вид работы с детьми, отличительной особенностью которого является то, что дети в основном манипулируют уже известными им понятиями и навыками. Однако это не исключает введение в тренинг нового материала. Он дается либо в рамках усложнения или конкретизации уже имеющихся представлений; либо предшествующая работа и развитие ребенка подвели его к усвоению нового материала, необходимого для его нормального речевого развития. Структура речевого тренинга. В речевом тренинге выделяют три структурных блока (а не части занятий) . 1. блок – произносительная сторона; 2. блок – лексико-грамматическая сторона; 3. блок – подготовка к обучению письму. Из названий блоков видно, что в каждом структурном компоненте отрабатывается определенный круг речевых задач. Рассмотрим их. Произносительная сторона включает в себя отработку речевого слуха (фонетического и фонематического слуха) ; дикции (чистого и правильного звукопроизношения, работа с ударением и просодикой речи (выразительность) . Лексико-грамматическая сторона направлена на уменьшение синтаксических ошибок в речи детей, уточнение и расширение лексических оттенков слов. Здесь же проводится работа с предложениями (анализ и синтез) . Подготовка к обучению грамоте (письму) Методические рекомендации по проведению речевого тренинга. Речевой тренинг проводится один раз в неделю. Длительность – не более 30 минут. Тренинг отличается гибкостью внутреннего планирования, то есть гибкостью распределения конкретного материала по объему и по длительности. Содержательный и временной интенсив каждого структурного блока тренинга определяется педагогами, исходя из трудностей речевого развития детей конкретной группы. Например, воспитатели видят, что у детей страдает лексико-грамматическая сторона речи. Значит, во втором блоке необходимо увеличить количество заданий и упражнений. На это потребуется больше времени. Автоматически продолжительность других структурный блоков будет сокращаться, а значит, будет сокращаться и количество заданий в этих блоках. Педагог самостоятельно определяет форму проведения тренинга. Это может быть: — сказочный сюжет, где все задания объединены едиными героями и их приключениями; — викторина и пр. Форма тренинга зависит от личностных особенностей воспитателей, от привычного для детей стиля общения с педагогами. Речевой тренинг1. Цели: 1. блок: — дифференцировать звуки [с – ш]; — совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказываний. 2. блок: — упражнять детей в подборе однокоренных слов. 3. блок: — подготовка к обучению письму – работа с карандашом – штампом (пособие Т. Гризик «Подготовка к обучению письму» — М. : Просвещение, 2007 г., с. 5) . Примерное содержание. 1 блок. – 1. Детям предлагают разделить предметы (картинки) на две группы. В первую положить предметы, в названиях которых встречается звук [с], во вторую – в названиях которых слышится звук [ш]. Затем дети работают с каждой группой предметов (картинок) отдельно; определяют позицию звуков [с] и [ш] в каждом слове. Примерный набор предметов (картинок) : [с] – самолет, стакан, санки, стол, лиса, кисточка, бусы, ананас, парус. ; [ш] – шапка, шуба, шнурок, кошка, мышка, крыша, карандаш, 2. «Определи место звука в слове». Детям предлагаются слова, в которых одновременно слышаться два звука: — [с] и [ш]. Надо определить места звуков в слове (начало, середина, конец). Слова для анализа: Саша, сушки, шустрый, шоссе, сушь, шест и т. п. 3. Педагог предлагает произнести одну и туже фразу сказать ласково (просьба) и с угрозой (приказ). – «Пойдем, погуляем – поиграем», (Убери игрушки на место. Выгляни в окошко, дам тебе горошка. Не садись на пенек, не ешь пирожок) . 2 блок. – 1. Воспитатель предлагает детям ряд слов и просит найти среди них те, в которых слышится слово «ход»: ходить, шагать, заходить, подходить, перешагивать, переход, проход. 2. Подбери слова к слову лес (лесок, лесник, подлесок, лесовичок и т. п.) ; труба (трубач, трубка, трубопровод, трубить, трубочист и т. п.) . 3 блок. Работа с карандашом – штампом (краска гуашь). Тема «Осень». Речевой тренинг2. Цели: 1. блок: — дифференциация звуков [з – ж]; — работа над медленным темпом речи с убыстрением в конце фразы и наоборот. 2. блок: — упражнять детей в составлении предложений с несклоняемыми существительными. 3. блок: — подготовка к обучению письму – пространственная ориентировка ((пособие Т. Гризик «Подготовка к обучению письму» — М. : Просвещение, 2007 г., с. 9 — 10) . Примерное содержание. 1 блок: 1). Детям предлагается найти в групповой комнате предметы (игрушки, картинки). Мальчики ищут предметы со звуком [з], девочки со звуком [ж]. Предварительно отобранные предметы (картинки) можно собрать в определенном месте (например, на ковре) . Примерный набор предметов (картинок) : [з] – зонт, заяц, коза, роза, забор, рюкзак. [ж] – жук, пиджак, ежи, лыжи, лужи, пижама. 2). Игра “Магазин”. Сначала дети отбирают в магазин предметы со звуками [з] и [ж]. Затем идет продажа предметов с каким-нибудь из звуков. Предмет отдается покупателю, если правильно назван предмет и место звука в слове (начало или середина). В роли продавца сначала выступает педагог, затем кто – либо из детей. Пример фразы покупателя: Я хочу купить зонт. В слове «зонт» звук [з] стоит в начале слова. – Я хочу купить ежей. В слове «ежи» звук [ж] стоит в середине слова. И пр. 3). Работа над просодической стороной речи. Произнести волшебные слова из книги В. Катаева “Цветик – семицветик” с замедляющимся темпом. Быстро Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Замедляя темп Лишь коснёшься ты земли: Быть по-моему вели. Медленно Вели, чтобы все игрушки на свете были моими. Отрывок из стихотворения Э. Успенского «Тигр вышел погулять» читается в убыстряющемся темпе. Медленно Раз, два, три, Четыре, пять, Вышел тигр погулять… Запереть его забыли, Раз, два, три, Четыре, пять. Убыстряя темп Он по улице идет, Ни к кому не пристает, Но от тигра почему – то Разбегается народ. Быстро Кто на дерево забрался, Кто укрылся за ларек, Кто на крыше оказался, Кто забился в водосток. 2 блок: — Педагог выставляет на наборное полотно попарно картинки. На одной из картинок изображено несклоняемое существительное. Например: река + кенгуру бабушка + пюре ребёнок + желе кино + дети пальто + женщина… а). Дети составляют предложения с предложенными парами слов. Например: Кенгуру пьёт воду из реки. Б). Педагог задает вопросы по составленным предложениям и просит детей отвечать полным ответом. Например: - Кто прискакал к реке? - Кого мы видим у реки? - Зачем прискакала кенгуру к реке? И т. д. 3 блок. Работа с пособием. Используемая литература: 1. О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М. : 2004 2. Л. А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 3. Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет», М. : «Просвещение», 2006 4. Т. И. Гризик «Развитие речи детей 6-7 лет: метод. Пособие для воспитателей, М. : «Просвещение», 2007 14 мая 2016 в 15:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.